Игровой метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Нравственно-патриотического воспитания детей»
25.04.2025
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.
Быть патриотом – значит ощущать себя
неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в
ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду,
родным местам, родной стране.
Цель патриотического воспитания состоит
в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и
близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры
в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный
способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Цель работы: создать полную подборку
различных видов игр и использовать ее в своей работе по патриотическому
воспитанию детей, формирование социально – активной личности через игру.
Задачи:
- расширить знания детей о стране,
культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;
- развивать интерес детей к разным видам
игр и умение в них играть;
- как можно раньше пробудить в растущем
человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты
характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
- воспитание любви и уважения к родному
дому, детскому саду, родной улице, городу;
- познакомить детей с символами
государства: герб, флаг, гимн
- воспитание чувства гордости за
достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов;
– формирование толерантности, чувства
уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.
Играть любят все: и взрослые, и дети. Игра
является ведущим видом деятельности в дошкольный период возрастного развития.
На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет ведущие виды деятельности
взрослеющего ребенка, подростка, юноши.
Игра
является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна
важная воспитательная роль игры в жизни человека. Она имеет очень большое
влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для
дальнейшей трудовой деятельности.
Игра формирует положительные качества для
межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и
правилами поведения.
Игра так же является довольно эффективным
средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая
в деятельность детей с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она
гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность,
снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению. Задача воспитателя- сделать
плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы
радость от игры перешла в радость учения.
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка
А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое
значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет
деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в
работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Игры имеют огромное познавательное и воспитательное
значение. С помощью игры ребенок приучается к труду и
продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и
качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит
выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и
индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные
качества и особенности поведения ребенка.
Таким образом, разнообразные игры способствуют развитию чувств,
эмоциональной восприимчивости детей, памяти, образного мышления, обогащают речь
детей. Они успешнее овладевают родным языком, понятиями родная семья, город,
природа, культура.
В заключение можно сделать вывод: Для детей дошкольного возраста- игра имеет важнейшее значение: она
для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают
программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает
эффективность педагогического процесса. Использование
игровых методов в образовательном процессе имеет огромный воспитательный
потенциал.