«Игровой метод как эффективное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

29.04.2025

 В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) подчёркивается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь  именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Нельзя быть патриотом не чувствуя связи с Родиной, без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры,  не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды.

Любовь к Родине, родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:

·       воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, уважительного отношения к Родине;

·       формировать патриотические чувства к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

·       формирование уважения к культурному наследию своего народа;

·       воспитание любви к своим национальным особенностям;

·       чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

·       уважительное  отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.Хочу такой сайт

Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой комплексное использование разнообразных методов и форм работы с учётом возраста детей: беседы о родном городе и стране, рассказы воспитателя о знаменитых людях и достопримечательностях; наблюдения за изменениями в облике родного города, трудом людей;  экскурсии и целевые прогулки; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством; знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; организация тематических выставок; участие в акциях, общественных и народных календарных праздниках.

Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, в работе педагогов необходимо использовать новые методики и технологии. Причем эти методы не должны казаться ребенку скучными и неинтересными, а должны естественно и гармонично наполнять его мировоззрение содержанием.

Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является игровой метод.  Он занимает ведущее место в формировании у дошкольников чувств патриотизма. Знания, приобретаемые детьми в ходе различных форм игры, становятся достоянием их личного опыта. Именно игра, сочетая в себе эмоциональное, познавательное, занимательное, и позволяет овладевать необходимыми знаниями, повышает концентрацию внимания детей, влечёт за собой интерес к представленному материалу.

Игровой метод представляет собой процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является формирование у детей патриотических ценностей на основе проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине.

В своей деятельности мной были использованы разные виды игр, которые направлены на развитие патриотических чувств у детей.  Это дидактические игры: «Путешествие по Москве», «Собери флаг России», «Русские матрешки», «Народные промыслы», «Какие праздники ты знаешь»,  «Найти пару»,  «Народы Российской Федерации» и многие другие.

Увлечённый своей работой педагог всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Так была разработана настольная игра - ходилка «Моя Родина - Россия», которая позволяет детям в доступной форме получить и закрепить знания о своей Родине. Используя игровое поле (физическая карта России) педагог в игровой форме отправляется вместе с детьми в невероятное путешествие по просторам Родины. На каждой остановке воспитанники получают занимательные задания, расширяющие кругозор детей о народных костюмах, природных особенностях, историческом и культурном наследии нашей страны.

Таким образом, игровой метод позволяет сформировать у детей познавательный интерес к истории своей страны, родного города, поселка,  а также умение делиться полученной информацией со своими близкими. 

«Усть-Кут- Вчера, Сегодня, Завтра»

29.04.2025

С детьми обогащали и систематизировали знания  о растительном и животном мире родного края. Развивали познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность, эмоционально – чувственное отношение у воспитанников к окружающему миру.

Способствовали воспитанию бережного отношения детей к растениям и животным родного края, желание проявлять посильную заботу о них, любознательность, чувства уважения и гордости за родной край.

Проект достопримечательности Усть-Кута.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».