«Игровой метод как эффективное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
29.04.2025
В содержании Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) подчёркивается
необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь именно в детском возрасте закладываются
чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и
грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования
будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство - это результат длительного целенаправленного
воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно,
чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за
родную землю и её будущее. Нельзя быть патриотом не чувствуя связи с Родиной,
без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной
культуры, не зная, как любили, берегли и
защищали её наши предки, наши отцы и деды.
Любовь к
Родине, родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».
Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее
неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.
Целью ФОП ДО
является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Среди
множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:
·
воспитание настоящего гражданина, любящего свою
Родину, уважительного отношения к Родине;
·
формировать патриотические чувства к родному краю
(причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
·
формирование уважения к культурному наследию своего
народа;
·
воспитание любви к своим национальным особенностям;
·
чувство собственного достоинства как представителя
своего народа;
·
уважительное
отношение к представителям других национальностей, к ровесникам,
родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой комплексное
использование разнообразных методов и форм работы с учётом возраста детей:
беседы о родном городе и стране, рассказы воспитателя о знаменитых людях и
достопримечательностях; наблюдения за изменениями в облике родного города,
трудом людей; экскурсии и целевые
прогулки; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн
страны, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений
(пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки,
заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством;
знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; организация
тематических выставок; участие в акциях, общественных и народных календарных
праздниках.
Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, в работе
педагогов необходимо использовать новые методики и технологии. Причем эти методы
не должны казаться ребенку скучными и неинтересными, а должны естественно и
гармонично наполнять его мировоззрение содержанием.
Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста
является игровой метод. Он занимает ведущее место в формировании
у дошкольников чувств патриотизма. Знания,
приобретаемые детьми в ходе различных форм игры, становятся достоянием их
личного опыта. Именно игра, сочетая в себе эмоциональное, познавательное, занимательное,
и позволяет овладевать необходимыми знаниями, повышает концентрацию внимания детей, влечёт за собой интерес к
представленному материалу.
Игровой метод представляет собой процесс педагогического
взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового
пространства, результатом которого является формирование у детей патриотических
ценностей на основе проявления чувства любви к родным и близким людям,
привязанности к семье, родному дому, Родине.
В своей деятельности мной были использованы разные виды игр, которые
направлены на развитие патриотических чувств у детей. Это дидактические игры: «Путешествие по Москве»,
«Собери флаг России», «Русские матрешки», «Народные промыслы», «Какие праздники
ты знаешь», «Найти пару», «Народы Российской
Федерации» и многие другие.
Увлечённый своей работой педагог
всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической
деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы
их возрасту. Так была разработана настольная игра - ходилка «Моя Родина - Россия», которая позволяет
детям в доступной форме получить и закрепить знания о своей Родине. Используя игровое поле (физическая
карта России) педагог в игровой форме отправляется вместе с детьми в
невероятное путешествие по просторам Родины. На каждой остановке воспитанники
получают занимательные задания, расширяющие кругозор детей о народных костюмах,
природных особенностях, историческом и культурном наследии нашей страны.
Таким образом, игровой метод позволяет сформировать у детей познавательный
интерес к истории своей страны, родного города, поселка, а также умение делиться полученной информацией
со своими близкими.
«Усть-Кут- Вчера, Сегодня, Завтра»
29.04.2025
С детьми обогащали и систематизировали знания о растительном и животном мире родного края. Развивали познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность, эмоционально – чувственное отношение у воспитанников к окружающему миру.
Способствовали воспитанию бережного отношения детей к растениям и животным родного края, желание проявлять посильную заботу о них, любознательность, чувства уважения и гордости за родной край.